Культура орков WoW. [Часть 2] - Традиции, вера, быт

!Прежде, чем начать повествование и рассуждение, хотелось бы заострить внимание читателя на том, что в статье приводятся факты из игр по миру Военного Ремесла, из книг, из различных роликов и рассказов. Здесь не будет материала по комиксам, фильму и настольной игре, поскольку они признаны неканоничными. Также во многих областях быт орков "нашего" Дренора и альтернативного очень схож, поэтому не удивляйтесь, если по ходу прочтения Вы увидите совпадения с тем местами или событиями из WoD!

Тром'ка, уважаемый читатель! Напоминаю, что сейчас пред твоим взором находится вторая часть статьи, посвященного оркам до заражения Скверной демонов. В предыдущей части мы поговорили об орочьих кланах, указав самые популярные, известные и интересные, а также об иерархии внутри клана и о том, какое место в нём занимает отдельно взятый орк. Если говорить очень-очень кратко, то дела обстояли так:

  • Орки жили кланами.
  • Кланов было достаточно много.
  • У каждого были какие-либо свои особенности и традиции.
  • Были как миролюбивые орки, так и жестокие воители.
  • По значимости в клане равны были практически все, кроме вождей и старейшин-шаманов.
  • Женщины жили, сражались и умирали наравне с мужчинами.
  • Клан для орка - предмет гордости.
  • Внутри клана у всех были свои обязанности и от каждого требовалось их выполнение.
  • Но для более полного ознакомления советуем ознакомиться с первой частью статьи ;)

Но что же, в таком случае, осталось не раскрыто и попало сюда, во вторую часть? А вот что!

Содержание

  • Жизнь вне клана; отношение к чужакам
  • Занятия и ремесла
  • Моральные и духовные основы орочьей культуры
  • Верования
  • Обычаи, ритуалы, обряды
  • Заключение

 

Жизнь вне клана; отношение к чужакам


Начиная данный раздел, следует вспомнить о том, что Дренор был крайне суровым миром. Среди орочьих кланов не было единства. Огры, огромные и жестокие, являлись постоянной угрозой. Различные хищные твари, обитающие на суше, в воде и в небесах всегда были не прочь полакомиться плотью. Как в таких условиях должны были относиться орки к тем, кого не знали, или знали, но плохо? Конечно же с недоверием, настороженно, находясь в постоянной готовности схватиться за топор и защищать себя и свой клан. К слову, культурные различия между кланами порой достигали того, что у них были свои диалекты, и орк из Кровавой Глазницы, например, с трудом понимал Громоборца. Это тоже добавляло свой отпечаток, отдаляло орков друг от друга. Однако, при всем вышесказанном, считалось позором и бесчестьем отказать путнику в ночлеге! Если к месту обитания(деревне, лагерю) какого-либо клана приходил одинокий орк-чужак и просил приютить его, ему давали кров, но только на одну ночь. После этого он должен был покинуть пределы поселения клана. Конечно, могли быть исключения, как в одну, так и в другую сторону:

  • Путника могли не пустить, если он был слишком подозрительный, или же клан, к которому он пришел - дикий. Вроде Костеглодов. В принципе, попросить ночлега у каннибалов мог только безумец...
  • Путник мог остаться и на более долгий срок, если был способен заслужить доверие и уважение.

И в принципе среди орков высоко ценились гостеприимство и готовность помочь товарищам. Например, именно поэтому между тауренами и орками такая дружба - эти два народа не бросили друг друга в беде, помогли друг другу, а таурена способствовали обустройству орков в Дуротаре.


Порой, гости засиживались настолько, что их принимали в клан. Такое явление имело место быть, хоть и не являлось частым и повсеместным. Чтоб один клан принял чужака - чужаку нужно было доказать, что он будет полезен клану, а также то, что он соответствует негласным правилам и устоям в клане. Например, в Песню Войны никогда бы не попал хилый, слабый орк. Но, будучи шаманом, он мог бы попытать счастья в Призрачной Луне. Или, доказав силу своего духа и способность работать на общее благо - в Северном Волке. И так далее.

Выходя за ворота деревни, орки попадали во враждебный и опасный мир. Но, как говорилось в предыдущей части, все орки умели за себя постоять, поэтому отношение к окружающему миру было полно именно осторожности и подозрительности, но ни в коем случае не страха. Орки были коренными жителями Дренора, они постепенно осваивали его все больше и больше. Конечно, дети из кланов, обитающих в Танаанских Джунглях, не бегали гулять и играть в глухую лесную чащу, это означало бы верную смерть. Но если в эту самую чащу отправлялись воины клана с какой-либо целью, то лесные обитатели из хищников могли превратиться в жертв. Даже огры, превосходящие орков в силе, размерах и кровожадности, порой боялись их, если имели дело с организованным отрядом, а не с караваном торговцев или заблудившимися бродягами.

Отношение к представителям иных рас зависело от поведения этих представителей и от мировоззрения клана. Например, Северные Волки могли мирно сосуществовать с соседями, поскольку славились как самый спокойный и не жестокий клан. Даже Веселый Череп расселялся достаточно широко и в различных местах Дренора, что говорит об их способности уживаться с другими. А вот если соседями воинственного клана оказывался какой-либо слабый духом и телом народ, при этом имеющий некие богатства - беда тому народу. В случае же, когда такие орки располагались неподалеку от столь же свирепых и могучих рас - их взаимоотношения зависели от многих факторов. 

Итак, подведем итоги раздела. Отношение орков к оркам-чужакам:

  • Подозрительное и осмотрительное.
  • При этом уважительное, если определенные кланы\представители кланов\отдельные орки того заслуживали.
  • Орки могли принять к себе тех, кому доверяли и кого уважали, а значит - затворниками они не были.

Отношение орков к представителям других народов, рас и фракций:

  • Целиком и полностью зависело от характера отдельно взятого клана и от характера отдельно взятого народа\расы\фракции. Варьируется от открытой враждебности до взаимовыгодного соседства.

 

Занятия и ремесла


Как уже неоднократно повторялось, общество орков было неоднородно. Клан клану рознь и образ жизни орков зависел как раз-таки от клана, от образа жизни, а также от того, какими ресурсами этот клан располагал. 

Охота и собирательство

Один из наиболее распространенных типов добычи пропитания. Клановая структура общества, образ жизни орков, окружающий их враждебный(зачастую) мир - всё это свидетельствует о том, что существование в Дреноре было непростое. Первое, о чем заботился клан - было выживание, банальное выживание в тех условиях, что диктовала оркам жизнь. Поэтому добыча пропитания была основной задачей. И самым распространенными способами этой добычи были охота и собирательство. Орочьи охотники и следопыты были чрезвычайно искусны в своём ремесле, но при этом они убивали ровно столько дичи, сколько было нужно. Здесь стоит вспомнить о шаманизме и вере в духов, где среди духов стихий был главный и основополагающий - дух Жизни. Он присутствовал в каждом живом существе, и убивать животных просто ради удовольствия или из алчности считалось бесчестным и позорным, порицалось в большинстве кланов. С собирательством было проще в этом плане, дары природы можно и нужно было запасать, различные плоды, коренья, травы - всё это использовалось как в качестве пищи, так и в ритуалах шаманов. Для каких-то кланов охота и собирательство были основными видами деятельности, для других же - лишь одними из многих.

Скотоводство

Здесь всё просто. Если у клана была возможность выращивать скот - этой возможностью пользовались. Только вот далеко не все могли себе это позволить. Например, Северные Волки, обитающие в заснеженных пустошах, просто не сумели бы кормить и содержать сельскохозяйственных животных из-за холодов, нехватки как пищи для себя, так и самих животных, пригодных для выращивания. Вообще, есть теория, что Северные Волки являлись больше кочевым кланом. 
В Награнде же, напротив, не заниматься скотоводством было бы непозволительной глупостью. Эта территория изобилует лугами, полями, растительностью и живностью, сам Награнд будто говорит поселенцам о том, чем им выгоднее всего заниматься.

Ремесленничество

Ремесло в широком смысле - ручное производство чего-либо. Соответственно, у всех кланов оно было в ходу. Ведь к ремеслу можно отнести практически всё, что создается руками. Орки шили одежду, создавали орудия труда, оружие, доспехи - всё это ремесло. Поэтому с уверенностью можно сказать, что оно имело место абсолютно во всех кланах. Другое дело, что ремесло сиюминутное, то есть обеспечение основных нужд клана, и ремесло промышленное - разные вещи. Например, можно выделить клан Черной Горы, в котором было наиболее распространено горное и кузнечное дело, поскольку это было выгодно и удобно, учитывая их расположение возле(на\в) горы, изобилующей материалом для изготовления предметов из металла. А это значит, что орки этого клана могли продавать свои изделия как другим кланам, так и иным народам.

Торговля

Торговля тоже была достаточно распространена среди орков. В одной из книг описываются отношения орков с дренеями, и в ходе описания упоминается факт торговых отношений между двумя этими народами. Торговали тем, что было в избытке. Клан Черной Горы - металлом и изделиями из металла. Клан Песни Войны, вероятно, шкурами. Клан Северного Волка снегом. Торговые отношения между кланами были не сильно развиты, но тем не менее существовали. Вероятность успешной сделки так же зависел от кланов-партнеров. То есть, допустим, вряд ли кто-то станет торговать с теми же Костеглодами. И Громоборцы, учитывая, что их оружие было в основном примитивно, изготовлено из костей, тоже не очень-то были склонны к взаимовыгодным обменам. Но большинство кланов осознавали, что торговля необходима для процветания их народов.

Война

Последним пунктом в данном разделе станет война. Почему я отнес войну именно сюда? Потому что для многих орков это действительно ремесло. И самый яркий представитель воинственных кланов, конечно же, вновь Песня Войны во главе с Громмашем Адским Криком. Этот клан, гордый, непримиримый, свирепый, жил войной. Песня Войны были грозой огров Верховного Молота, их уважали другие орки, а всё, что им было нужно - воины Громмаша брали силой. Возможно, именно благодаря такому ремеслу, этот клан обосновался в самой плодородной и благоприятной для жизни территории Дренора, в Награнде. И клан процветал! Казалось бы, постоянные битвы, смерти молодых орков, они должны были вымереть. Но дело в том, что орки, избравшие путь войны, являются по-настоящему искусными, первоклассными воинами, их не так-то просто убить. При этом, получая множество добычи из набегов, Громмаш мог обеспечить свой клан всем необходимым, начиная от пищи и лекарств, заканчивая оружием и доспехами, так необходимыми для них. Так же, есть вероятность того, что орки из других кланов могли достаточно часто пытаться вступить в клан Песни Войны, вдохновленные рассказами и песнями об их славе и воинской доблести.
Поэтому, как показывает практика, война для орка - такой же способ выживания, как и все остальные.

 

Моральные и духовные основы орочьей культуры


Жители Штормграда и окрестностей, впервые столкнувшись с Ордой, сформировали мнение об орках, как о диких варварах, которым чуждо само слово "культура". Однако, оно в корне не верно. Орочье общество всегда зиждилось на ценностях и устоях, которые не менялись и не забывались поколениями, не были отринуты и поныне.
Какие слова в первую очередь ассоциируются у Вас с орком? У меня это "Сила и Честь", а также "Лок'тар Огар", что в переводе означает "Победа или смерть". И именно эти две фразы наиболее точно подходят образу мышления и жизни орка. Пойдем по порядку.
Честь. Орки - народ, который превыше всего ценит свою честь. Держать слово, не проявлять трусости, поступать лишь в соответствии со своим моральным кодексом, не предавать союзников. В убийстве слабых нет чести, такого мнения придерживался даже Громмаш, уже подверженный Скверне. Да, орки уничтожали тех, кто не мог им сопротивляться, но из нужды(или жажды крови), но не потому, что считали это достойным поступком.
Сила. У орков был своего рода культ силы. Появился он, можно предположить, из-за уже описанных условий жизни, когда слабым не было места ни в одном клане. Орк должен быть сильным, выносливым, способным терпеть боль и лишения, орк обязан уметь сражаться. Слабости нужно искоренять, нельзя им поддаваться. И это было справедливо для всех аспектов жизни, и в военное время и в мирное. 
Сила духа. Ни о какой силе тела не может идти речи, если нет силы духа. Именно благодаря своей воле орки были способны поступать по чести и развивать свои физические качества. Ведь порой соблазны так пьянят разум, а сомнения глодают изнутри. Но воля, железная воля, способна отринуть эти соблазны. 
Бесстрашие и готовность пасть за свои убеждения. Орк, убегающий с поля боя - жалок. Отступление - дело одно, позорное бегство и предательство соратников - совсем другое, это не прощалось. Для орка смерть предпочтительнее жизни с клеймом труса. Однако, слова "Победа или смерть" не всегда нужно воспринимать дословно. Это своеобразная позиция, всегда доводить дело до конца, любыми способами. Если взялся за что-то - делай.
Уважение к старшим. Если орк доживал до седых лет, это означало скорее то, что он был достаточно мудр, чтоб сохранить себе жизнь, нежели трусость и нежелание умереть в бою. К старшим относились с почтением, ведь в столь суровом мире фраза "жизнь повидал", произнесенная стариком - чистая правда.

Конечно, во всём есть исключения. Народ орков, равно как и люди, дворфы, тролли - состоит из индивидуумов, и встречаются всякие. Взять хотя бы того же Гул'Дана. Но в общем и целом, идеалы среднестатистического орка именно такие, что описаны выше. Победа или смерть - вот наша заповедь (с).

 

Верования


В различных источниках неоднократно я видел информацию о том, что "ещё не зараженные Скверной орки были миролюбивыми шаманами, почитали стихии и предков". Давайте же разберемся, что здесь правда, а что - не совсем.

Почитание духов предков являлось одной из основ "религии" орков, шаманизма. Орки верили, что их умершие родичи не окончательно покинули свой народ, обращались к ним за советом через шаманов. Орки высоко ценили мудрость и опыт, коих у тех, кто давно пал и наблюдает за миром живых, было более, чем достаточно. Предкам не поклонялись, а именно почитали, уважали, любили. 

Почитание стихий. Стихии - изначальные духи, которые, можно сказать, ковали этот мир, Дренор. Стихии чрезвычайно могущественны, но они не являются какими-то высшими силами, стихии - не Боги. Порой они хаотичны, и шаманы должны были привносить в их существование покой и мир. А взамен - могли пользоваться силой стихий, порой чрезвычайно могущественной. Огонь мог сжигать леса, Вода затоплять целые города, а Жизнь - сильнейшая из Стихий - возвращать в этот мир павших. Стихии давали шаманам огромную силу - но далеко не всегда, поскольку они своенравны. А шаманы стремились к гармонии с миром, поэтому не заставляли силой исполнять их приказы. Что касается поклонения стихиям - скорее будет верно употребить вновь слово "почитание". К духам стихий относились с трепетом и почти тем же уважением, каким пользовались духи Предков. 

Миролюбивый народ. Именно здесь кроется некая доля ложной информации. Вероятно, авторы тех материалов, что пишут о "няшности" орков до Скверны - сравнивают их с теми, в кого они превратились, испив крови демона. В таком случае да, формулировка "миролюбивый народ" подходит прекрасно. Однако, если смотреть на орков не через призму сравнения, а максимально объективно и адекватно - их нельзя назвать добрыми и ласковыми землепашцами. Сила и свирепость в крови у орков. Другое дело, что безумная кровожадность и жажда убийства - нет, эти качества открылись лишь после принятия Скверны. 

 

Обычаи, ритуалы, обряды


Традиции, созданные столетиями ранее, играли огромную роль в орочьем обществе. Орки чтили их, относились с уважением, словно к законам.

Мак'Гора - одна из самых известных орочьих традиций, в переводе означает "Поединок чести". Он представлял собой бой двух орков, бой насмерть. Нужна была веская причина для того, чтоб вызвать соперника на Мак'гору, если в пылу веселья и пьяного кутежа один воин задевал плечом другого и этот другой приходил в ярость, вызывая "обидчика" на поединок - это бы послужило лишь поводом для насмешек в лучшем случае и порицанием в худшем. Мак'гора - священный древний ритуал, и не уместно было проводить его по пустякам. Если же повод был весомый, то у того, кого вызвали на бой, был очень не радужный выбор: либо принять вызов и погибнуть(скорее всего), либо покрыть себя позором на всю оставшуюся жизнь.

Ом'риггор - обряд инициации, вступления во взрослую жизнь. Пройти его должны были как мальчики, так и девочки, в возрасте двенадцати лет. Суть обряда заключается в том, что молодой орк идет в одиночку охотиться на талбуков. Стоит учесть, что талбук - вовсе не домашний козлик, это величественное и могучее животное, и одолеть его - не так-то просто. Прохождением ритуала орк доказывал, что он достоин называться взрослым, занять своё место в клане.

Кош'харг - великий праздник народа орков. Он проводился два раза в год, под тенью горы Ошу'гун. На Кош'харг собирались все орочьи кланы! Это был праздник, посвященный Предкам. Шаманы уходили в недра горы и говорили с духами умерших, спрашивали их совета, наставления. А остальные в это время праздновали, пировали, состязались в чем-либо. На Кош'харг недопустимо было насилие и кровопролитие, что в очередной раз доказывает ложность теории "орки всегда были чудовищами".

Мак'Роган - ритуал, существующий только в альтернативном Дреноре в клане Песни Войны. Если Мак'Гора - поединок чести, то Мак'Роган - поединок воли. Это бой не до смерти, а до тех пор, пока противник мог сопротивляться. Поводы для него. соответственно, были менее значительные, однако все равно не приветствовалось проведение поединка воли без видимых причин. 

Наверняка, в культуре орков присутствовало ещё множество традиций и обрядов, которые почитались на протяжении веков, но о них известно слишком мало.

 

Заключение


Вот и подошла к конце обширная статья, посвященная оркам, состоящая из двух частей. Я попытался максимально объективно описать этот народ. Они были и убийцами и земледельцами, шаманами и воинами, они были всегда готовы предоставить кров нуждающемуся и убили бы его, покажи он хоть каплю злых намерений. Орки - неоднородная, неоднозначная и, без сомнения, очень интересная и любопытная раса. И, по мнению автора, не зря они являются неофициальной визитной карточкой мира Ремесла Войны!
Надеюсь, Вам понравилась статья, и теперь Вы будете знать больше о "зеленокожих дикарях" :)