!Прежде, чем начать повествование и рассуждение, хотелось бы заострить внимание читателя на том, что в статье приводятся факты из игр по миру Военного Ремесла, из книг, из различных роликов и рассказов. Здесь не будет материала по комиксам, фильму и настольной игре, поскольку они признаны неканоничными!
Итак, орки. Каких мы их знаем сегодня? Представители Альянса скажут, что орк - безумный варвар, убийца, желающий лишь сеять смерть и разрушение, и виновен во всем, что произошло в Азероте после открытия Темного Портала. Ордынец же укажет на то, что орк - сильный, храбрый, волевой воин, способный стойко нести службу на благо Орды, не страшась врагов и помогая друзьям. И обе точки зрения будут отчасти верны! Потому что общество орков, как и любое другое, неоднородно. Доказательством тому могут служить орки из альтернативного Дренора, где каждый клан чем-то отличается от остальных. Кстати, следует отметить, что устройство жизни тех орков, что мы увидели в WoD, в чем-то кардинально отличается, а в чем-то, в основном, зеркально отражает те нормы и устои, которые имели место быть в "настоящем" Дреноре(например, в плане расселения по континенту).
Кстати, о континенте. Как известно, Запределье - разрушенный, невероятно измененный Дренор. Поэтому не удивляйтесь, когда при повествовании о нашем Дреноре, будут использованы названия зон из WoD. Возможно, территории носили иные имена, нежели в альтернативном Дреноре, но они существовали.
Многочисленные кланы
На данный момент многие кланы были ассимилированы внутри Орды. За пределам этой фракции по-прежнему орки живут кланами(например, клан Чернозубой Усмешки), но в Орде таковых мало. Причиной тому послужили огромные потери в Первой, Второй и Третьей войнах. Конечно, орки продолжают держаться своих кланов, но официально их уже практически не существует.
На Дреноре же орочье общество носило клановый характер, кланов было много, все они чем-то отличались друг от друга, жили обособленно, с другими представителями своего народа старались не контактировать. Такое поведение очень похоже на жизнь многих людей на заре Нашей Эры, когда на сравнительно небольшой территории могли находиться несколько племен, представляющих единый народ, по большому счету.
Самые значимые и известные орочьи кланы:
Клан Северного Волка.
- Являлся одним из значимых и сильных кланов. В Альтернативной истории члены клана славились тем, что умели держать в узде своего внутреннего зверя, свою жажду крови. В "настоящем" Дреноре Северные Волки также были самыми спокойными и рассудительными, поскольку именно благодаря им Совет Теней не смог полностью обречь Орду на гибель. Проживали преимущественно на Хребте Ледяного Огня. О взаимоотношениях с другими кланами известно не много. Действующим вождем на момент создания старой Орды был Дуротан, отец Тралла.
Клан Черной Горы
- Самый многочисленный клан на момент создания Старой Орды. Проживали на территории Горгронда, в пределах той самой Черной Горы, в честь которой был назван клан. Главным врагом клана были огры, докучавшие, пожалуй, всем оркам на Дреноре. Действующим вождем на момент создания Старой Орды был Чернорук, сильный, яростный, но недальновидный воин.
Клан Песни Войны
- Наверное, нельзя представить орков свирепее и кровожаднее, чем орки из Песни Войны. Стремясь к силе и славе, они не упускали ни единого шанса доказать в бою свою доблесть. Ходят слухи, что вождь клана на момент создания Старой Орды, Громмаш Адский Крик, захватил власть не по праву рождения, а убив предыдущего вождя\заняв место павшего не по его вине вождя. Клан Песни Войны располагался в Награнде, имея несколько поселений, но в основном, предположительно, существовал за счет налетов на огров.
Клан Кровавой Глазницы
- Клан расселился по Танаанским Джунглям, ставшим в последствии Полуостровом Адского Пламени. На Полуострове есть поселения орков Скверны из Кровавой Глазницы, благодаря чему можно сделать вывод, что у данного клана поселения были и он вел оседлый образ жизни. Расположенный в джунглях, клан Кровавой Глазницы всегда мог найти себе пропитание, но хватало оркам и врагов. Кроме того, руины поселения этого клана находятся в Лесу Тероккар, что говорит о великой силе такого клана, раз он мог себе позволить селиться не централизованно в одной какой-либо области. Может, поселение построено уже после воссоединения всех кланов, но это вряд ли, ведь тогда орки стали заниматься лишь войной. Действующий лидер на момент создания Старой Орды - Киллрогг Мертвый Глаз.
Клан Призрачной Луны
- Клан был многочисленным и могучим. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что в честь него назван целый регион - Долина Призрачной Луны. Среди членов этого клана было наибольшее количество шаманов, тех, кто общался с Предками и Стихиями, вел орков путями духов. Именно из-за высокой концентрации "духовенства" клан был уважаем. Действующий лидер на момент создания Старой Орды - Нер'Зул.
Клан Драконьей Пасти
- Первый вопрос, который возникает при упоминании данного клана: откуда у него такое название? В Дреноре не было драконов. Драконы Крыльев Пустоты появились позже, после Второй Войны. Вариантов несколько - либо они взяли себе такое название после перехода в Азерот, либо те, кто переводил названия клана на всеобщий, ошиблись. Этот клан был достаточно коварен, располагался в Долине Призрачной Луны. До начала Первой Войны, данный клан не имел каких-либо особых отличительных особенностей. Можно лишь отметить, что орки этого клана были верны своим клятвам и идеалам, доказательство тому - война с Альянсом тогда, когда все другие орочьи кланы бежали или сдались в лагеря для военнопленных. Действующий лидер на момент создания Старой Орды - Зулухед Измученный.
Клан Громоборцев
- В "настоящем" Дреноре Громоборцы обитали в Горгронде, по соседству с Черной Горой. Учитывая, что Горгронд находился недалеко от Хребта Ледяного Огня, возможно, что они могли контактировать и с Северными Волками. Они были дикими и трудноуправляемыми. Что касается вождя... По данным из заданий в Острогорье, им являлся некий Гарм Брат Волка. А в альтернативном Дреноре вождь Громоборцев - Фенрис Брат Волка. В германо-скандинавской мифологии Гарм - "огромный четырехглазый пес". Фенрис(чаще Фенрир) - чудовищных размеров черный волк. Учитывая идентичность прозвищ двух этих персонажей, можно предположить, что это один и тот же орк, просто по-разному представленный в TBC и в WoD. Следовательно - клан Громоборцев все же имел контакт с Северными Волками, учитывая, что их вождем является брат Дуротана.
Клан Веселого Черепа
- Невероятно колоритный клан! Во-первых, его вождем был огр Могор! Невиданная дикость для орков тех времен! Во-вторых, орки этого клана были подлые и беспринципные. В WoD они показаны нам фанатичными, безумными, но преданными и сильными воинами. В "настоящем" Дреноре этот клан никто не уважал, поскольку Веселый Череп был вероломен и коварен. Именно поэтому их не взяли в Азерот - им не доверяли. Стоит так же упомянуть о том, что когда в Дренор вторгся Альянс Лордерона(тогда ещё Лордерона), Веселый Череп пошли на сделку с людьми и дворфами, чтобы те помогли им разобраться с Громоборцами. Руины их поселения есть в Награнде, а так же, получается, что некоторые из них жили в Горгронде на момент вторжения Альянса. Может, Веселый Череп после перекочевал в Награнд, может, наоборот.
Клан Изувеченной Длани
- Мало чем отличается клан нашего Дренора от клана альтернативного. Появился он точно также: Каргат, будущий вождь Изувеченной Длани, был рабом у огром, отрубил себе руку, чтоб сбежать, и сплотив вокруг себя других рабов, а после - и иных орков, желающих присоединиться к столь непохожему на других клану. Все в клане(во всяком случае, все воины) должны были избавиться от одной руки в знак верности клану и вождю. Вообще, учитывая данный обычай, можно предположить, что Изувеченная Длань, равно как и Песня Войны, жили исключительно за счет боевых действий, в основном против огров. Трудно вести хозяйство, когда у тебя вместо руки смертельно опасный клинок.
Сверху были представлены все те кланы, существование которых не подлежит сомнению, они являются своеобразным костяком орочьего общества на Дреноре. Теперь нужно сказать несколько слов об оставшихся кланах, о которых известно совсем немного, или которые и вовсе не существовали до создания Старой Орды.
Клан Маг'Харов
- Маг'Хары не существовали до создания Старой Орды, поэтому рассматриваться не будут, но о них стоило упомянуть, ведь клан достаточно известный.
Клан Бушующего Шторма
- Был создан лично Гул'Даном и использовался как охрана чернокнижника, уже во времена войны с Азеротом. Следовательно, его тоже не существовало до создания Старой Орды.
Клан Сумеречного Молота
- Тот самый орочий клан, которым управлял огр-маг Чо'Галл, а после превратился в культ безумных фанатиков. Нет никаких подтверждений тому, что данный клан существовал до начала войны с Азеротом. Точнее, есть предположения, что существовал некий клан, вождь которого решил не подчиняться Совету Теней во главе с Гул'Даном, за что был казнен, его место занял Чо'Галл, а клан переименовали в Сумеречный Молот. Однако, все же, до создания Старой Орды об этом клане ничего не известно.
Клан Пылающего Клинка
- Клан, откуда вышло большинство Мастеров клинка. Фанатично преданный демонам, его последователи по сей день строят козни на просторах Азерота. Существовал ли он до создания Старой Орды - так же является загадкой. В Награнде находятся руины Пылающего Клинка, но нет никаких подтверждений тому, что это поселение было построено до начала осквернения орков. Может быть, история его схожа с историей Сумеречного Молота, и некогда это был иной клан. Может, под знаменами Пылающего Клинка собрались самые безумные демонопоклонники. Хотя факт того, что в Дреноре WoD тоже существовал Пылающий Клинок, при том не являющийся кланом, поглощенным Скверной, наталкивает на версию о том, что клан Пылающего Клинка - просто был малочисленный и малоизвестный до создания Старой Орды.
Клан Костеглодов
- Ужасающий своими традициями клан каннибалов. Они были дикие, жестокие, гордые. Обитали в Танаанских Джунглях, и не понятно, как их терпели сородичи до создания Старой Орды. Возможно, причина кроется в том, что никто не хотел связываться с этими дикарями. А может, они жили слишком обособленно и никому не давали о себе знать. Или же, учитывая их количество в Запределье и факты о том, что "Нер'Зул уничтожил Костеглодов во время второго открытия Темного Портала" может говорить об огромной численности этого клана.
Кланы Лезвия Молнии и Темного Шрама
- Эти два клана вскользь упоминаются в игре Warcraft II, но ничего конкретного о них не известно.
Клан Мок'Натал
- Клан Героя Орды, Рексара. Это наполовину огры, наполовину орки. Информации о них крайне мало, даже сам Рексар, вернувшись в Запределье, долгое время не мог отыскать своих сородичей. Сведений о том, были ли они объединены в клан до создания Старой Орды или не были, нет. Однако, сам факт их существования крайне интересен, учитывая, что мира с ограми в Дреноре быть не могло, а их разница с орками в габаритах... Ну... Очень странно, что Мок'Натал вообще появились.
Выше были представлены все кланы, которые когда-либо появлялись на страницах книг, статей, в описании заданий и так далее. Не упомянуты некоторые из тех, кто играет небольшую роль в сюжете и были основаны спустя много лет после вторжения в Азерот, поскольку в данной статье идет речь о культуре орков на Дреноре.
Стуктура клана
Итак, орочий клан. Что он из себя представлял? Какова была иерархия внутри клана? Какое место занимают в клане женщины и дети? Это всё мы сейчас и рассмотрим.
Иерархия в клане
Структура орочьего клана очень напоминает какое-нибудь кельтское племя времен возвышения Римской Империи. Центральное место в клане занимает вождь. Он руководит собратьями в бою, он принимает все ключевые решения, слово вождя - закон. Вождь должен быть сильным, волевым, способным принимать серьезные и решения. Вождь несет ответственность за свой клан как в мирное, так и в военное время. Трусливого или инфантильного вождя никто терпеть не станет, поскольку в тяжелых условиях жизни клану нужен сильный лидер. Вождем можно стать тремя путями:
- По праву наследования. Пример - Гаррош Адский Крик стал вождем Песни Войны в Азероте потому, что он был сыном Громмаша, предыдущего вождя.
- По воле предыдущего лидера. Пример - Огримм Молот Рока назначил вождем Орды Тралла, когда погибал.
- Убив предыдущего вождя. Пример - Оргримм убил Чернорука и захватил власть в клане Черной Горы и во всей Орде; Громмаш Адский Крик убил предыдущего вождя Песни Войны и занял его место.
К тому же, примером захвата власти путем убийства предшественника можно считать историю Киллрогга Мертвого Глаза из WoD, когда он пронзил кинжалом отца. И никем это не порицалось, поскольку отец Киллрогга был слаб и не мог вести клан к процветанию.
Рядом с вождем стоял духовный лидер клана - шаман. Именно рядом, не выше и не ниже. Шаман должен был быть мудрым, проницательным, рассудительным. Орк, доживший до старости и не павший в бою с врагом или на охоте - его советы были весьма ценными. С шаманом говорили стихии, он мог помогать клану их силой, он был проводником воли Предков. Шаман был очень значимой фигурой в обществе орков. Если вождь, обладающий природной силой, агрессией и вспыльчивостью, мог наломать дров, шаман усмирял пыл неугомонного воина, поскольку к его словам прислушивались абсолютно все, включая самых гордых вождей. Конечно, шаманов в клане могло быть несколько, но верховный, мудрейший и старейший - лишь один.
Далее располагались воины, те орки, что избрали войну своим ремеслом. Они были защитниками своего клана, они ходили в набеги, они приносили добычу. В некоторых кланах, например в клане Песни Войны, преобладало число воинов над числом остальных орков. И хоть в орочьем обществе воинами могли быть почти все, все умели обращаться с оружием и могли себя защитить, некоторые все же хватались за топор лишь тогда, когда в том была необходимость.
После рыцарей щита и топора шли все остальные свободные орки. Охотники, собиратели, ремесленники, торговцы, реже земледельцы. Все они были равны в своих правах, а также примерно равны по социальному положению, поскольку редко кому удавалось стать богаче и успешнее других. На это просто не было времени, учитывая необходимость постоянно трудиться на благо клана.
Последнюю нишу занимали рабы. Рабы могли быть как орками, так и представителями других рас. Рабство не было сильно распространенным явлением, но, тем не менее, порой из набегов приводили пленников, чтоб те были дополнительной рабочей силой.
Место в обществе отдельных индивидов
Как было сказано выше, каждый орк обладает теми же правами и свободами, что и все остальные, равные ему по занимаемой в обществе нише: вождь, шаман, воин, свободный орк, раб. Однако, стоит заметить, что разница между воином и ремесленником, например, минимальна. Заключается она лишь в том, что воин в определенном случае может урегулировать какой-либо конфликт грубой силой. Однако, если клан не обладал воинственностью и жестокостью, свойственной самым свирепым орочьим кланом, то решить проблему два поссорившихся орка могли и через вождя, который был уполномочен помогать своим подданным, если можно так выразиться, в различных сферах и аспектах жизни.
У каждого члена клана была своя роль. Здесь следует повторить, что жизнь на Дреноре была тяжелая, орки не обладали какими-либо прогрессивными технологиями, поэтому процветание и выживание клана зависело от каждого отдельно взятого орка. Здесь можно вспомнить Гул'Дана из WoD. Он был изгнан своим кланом за то, что был калекой, а следовательно - не мог приносить пользу собратьям, но занимал место, ел пищу, добываемую на охоте, мог тормозить клан при каких-либо переходах и при этом "отказался занять своё место в клане". Если в древней Спарте увечных младенцев сразу лишали жизни, то в обществе орков они просто не могли выжить. А если такое случалось - их либо изгоняли, если слабый ребенок рождался в суровых и жестоких кланах, либо брали под своё крыло родичи, не желающие такой участи для члена семьи. Примечательно то, что во время создания Старой Орды был основан Гарадар, орочье поселение, в которое ссылали всех больных, немощных орков, которые не могли сражаться. Не убивали, не бросали на произвол судьбы, а создали для них целый город. Это говорит о том, что орки, даже будучи пораженными Скверной, ценили родственные узы и не были безразличны к собратьям. Конечно, это утверждение справедливо не для всех.
Благополучие клана стояло выше собственных амбиций. Никто не мешал продвигаться по иерархической лестнице, или же просто развиваться в каком-либо определенном направлении, но в первую очередь орк должен был думать о клане. Именно сплоченность позволяла этому народу выживать и расти, расширяться. На примере орков мы можем оценить всю силу единства. По одиночке орки погибали. Собираясь в кланы, они могли процветать, становиться сильнее, могли заявлять миру о себе. А сформировав Орду, орки покорили весь родной мир, после чего могли(если бы не череда определенных событий) захватить и Азерот.
Женщины нисколько не уступали мужчинам в правах. У орков было полноценное равноправие, вместе сражались, вместе работали, вместе охотились, вместе погибали. Однако, учитывая, что мужчины были физически сильнее, на них ложились более тяжелые обязанности. А когда женщина рожала и первое время занималась младенцем, она занималась более спокойной и легкой работой, вроде приготовления пищи, починки одежды и так далее. Примечательно, что нет ни одного примера, когда женщина была бы вождем клана. Это связано опять же с тем, что у них просто не хватало физической силы, чтоб соревноваться с мужчинами. Но, обладая куда меньшими габаритами, женщины-орки могли быть прекрасными разведчиками и убийцами. Пример - Гаррона.
Что за чушь про Громмаша что он убил предыдущего вождя нет он не убивал вождем клана Песни Войны в то время был Голлмаш Адский Крик отец Громмаша когда его отец погиб во время сражнния с Гронном его место занял его Сын Громмаш топор Кровавый Вои также перешел ему по наследству
Не орки, а биомусор, и больше никто.